Пелагея «Тропы»
(2 CD)
Исполнитель: Пелагея
Название: «Тропы»
Стиль: Фолк-рок
Год выпуска: 2010
В своем прошлом альбоме «Девушкины песни» Пелагея давала самый общий взгляд на девичьи переживания, чаяния, надежды. Его можно было сравнить с красочно оформленным дневником дореволюционной институтки, в котором пишут о чем угодно, но никогда не передают подлинные движения души. Нынешнюю Пелагею отличает интерес к истории и психологии. Ее героиня стала более откровенной и индивидуальной, чем раньше. Появилась потребность в авторском материале, за который теперь отвечает гитарист Павел Дешура (музыка) и мама певицы Светлана Ханова (тексты).
Начало альбома «Тропы» - инструментальная «Прелюдия» – немедленно погружает слушателя в блаженную сомнамбулу. Не выходя из этого состояния, следует воспринимать и прочие два десятка треков. Экспозицию «Ой, да не вечер» Пелагея исполняет, как и полагается, раздольно, однако очень по-женски – без героики и трагизма. Сон об утраченной шапке предрекает здесь не физическую казнь, а фигуральный «срыв башни» у некой барышни. Альбом «Тропы» передает пограничные состояния души молодой женщины.
В следующей песне – «Колечко» - обманутая суженым барышня грозится: «Я отдам сестре малютку, сама в море утоплюсь». Но вопреки здравому смыслу, эти строки не шокируют, а вызывают сочувственную улыбку. Пелагея своими интонациями дает понять, что ее героиня способна пережить и это, а слова – всего лишь сказаны в сердцах. Более конструктивное решение проблем предлагается в «Пташечке»: «Никто замуж не берет… Пойду с горя в монастырь, богу помолюся». Излишне уточнять, что речь идет не об уходе из мира, а всего лишь о паломничестве, в результате которого страдалица надеется себе вымолить любимого.
Заслуга в том, что Пелагея даже в самых тяжелых песнях не экстраполирует отрицательных эмоций – причем делает это сознательно. «На своих концертах я стараюсь дарить людям позитивную энергетику. Конечно, у меня тоже присутствуют негатив, но я его вообще не переношу на сцену, - признается певица в интервью. - Это происходит практически подсознательно, потому что я знаю, что нельзя плохо думать на сцене, которая работает как увеличительное стекло. Да, у нас тоже есть полуистерические эмоции, но в результате они все равно оказываются со знаком плюс. Если это грусть, то обязательно светлая».
Мастерски переданные Пелагеей в «Тропах» неясные девичьи томления можно определить как «золотой сон души». Первые пробуждения чувственности, первые любовные переживания, здесь скорее надуманные, но от того не менее сладостные. В общем, все то, что наши предки-славяне величали мороком, чарами, наваждением. Разочарование неминуемо – и это понимает в глубине души сама героиня. «Будет грусть неизбежно, а пока – гуляй родная», - поется в «Омуте».
Музыканты Пелагеи всячески поддерживают эту пленительную сновидческую атмосферу. Гитарист Павел Дешура и аккордеонист Антон Цыпкин превзошли сами себя и порою напоминают знаменитый тандем Алексея Зубарева и Сергея Щуракова, явивший себя во всей красе в альбомах «Аквариума» второй половины 90-х. Особенно это справедливо для таких песен, как «Дрема», «Фиолетовые сны» и «Омут».
Название альбома глубоко символично. Ведь чудесными заповедными тропами «спящая красавица» все-таки выбирается из добровольного заточения в собственных грезах. И тогда ей удается освободить от колдовских чар не только себя, но и других. Эпическая «Оборотень-князь» посвящена не столько легендарному Всеславу Полоцкому, сколько самоотверженной княжне, избавляющей его от волчьей сущности. Здесь нет ни грамма фэнтези. Сколько вокруг женщин, вытягивающих любовью, терпением и молитвами своих непутевых мужей из омута всевозможных зависимостей. Всем этим мученицам Пелагея преподнесла шикарный подарок.
PS. Стоит отметить роскошный дизайн двухчастного альбома, сравнимый разве что с оформлением дисков из полной антологии «Калинова Моста». Каждая песня проиллюстрирована редкой красоты пейзажем фотохудожника Игоря Алексеева. Вот только к песне о Всеславе Полоцком приложен снимок с видом явно не Полоцка. Зато у поклонников певицы будет повод побывать в этом древнем городе, чтобы не только убедиться в этом воочию, но и тоньше прочувствовать песню.