ЛЮБАША: «Я - инородное тело шоу-бизнеса»
Ее судьба удивительна и мистична. Она росла в глухой украинской провинции и не думала, что когда-нибудь впорхнет в мир российского шоу-бизнеса и прочно утвердится в нем. Простая учительница из Запорожья стала вхожа в дома самых именитых эстрадных артистов. А свою судьбоносную встречу с примой Пугачевой она увидела во сне в новогоднюю ночь. Сон оказался вещим.
- Таня, создалась парадоксальная ситуация, когда по всей стране гремят ваши хиты, а люди элементарно не знают их автора. По-моему, это не совсем нормально. -Так устроен наш шоу-бизнес. Раньше песня имела ФИО, сегодня этого нет, поэтому исполнителя ассоциируют с этой песней. Считают по умолчанию, что именно он автор этой песни.
- А вы как-то пытались внести справедливость в это?
- Не поможет. Многие авторы песен решили выйти из тени и сами запели. Жизнь заставила их делать это.
- Вы из их числа?
- Нет. Я пела всегда, поэтому появилась в Москве как певица раньше, чем как автор. Пугачева представила меня как певицу и автора песен. Моя певческая карьера началась с «Рождественских встреч» 2002 года.
- Как появился псевдоним Любаша? - Из песни «Называй меня Любаша», которая появилась за полгода до «Рождественских встреч». Но в мир шоу-бизнеса я внедрилась как автор. Мои песни спели 10 исполнителей первой величины, но известность ко мне пришла только после Пугачевой. Я не из числа тех авторов, которые вынуждены петь. Мне Бог дал голос, для того чтобы я пела свои песни. Мне многие говорят, что свои песни я пою лучше чем кто-либо. Наверное, потому что я их чувствую гораздо лучше и глубже, нежели другие исполнители.
- А в чьем исполнении максимально передаются ваши переживания и ощущения, которые вы вложили в свой стих?
- Чем больше артист, тем глубже песня. Не все артисты проникаются глубоко, они чаще всего показывают себя и демонстрирует свое «я», а песня для них как фон к самолюбованию. Я же ухожу в тень своих песен, выставляя наперед их. Главное показать песню. Чудесно поют мои песни Ветлицкая, Орбакайте и Пугачева, хотя в ее исполнении я не слышала своих песен.
- Как это?- Я имела в виду, я никогда не была на ее сольных концертах.
- Мне мало верится в ту легенду, которую вы рассказываете прессе о том, что отправили в офис Пугачевой кассету со своими записями, она послушала их и пригласила вас на разговор? Так было на самом деле?
- Я отношусь к тем людям, которые верят в чудеса. Если в них верить, то они случаются. Со мной случилось 5 чудес: 1) я вдруг стала писать стихи, бросила работу и увлеклась только этим; 2) встретилась с молодым человеком, который указал мне путь в поэзию и умер спустя несколько месяцев, я даже стала обвинять себя в его смерти; 3) произошла встреча с Пугачевой. Она как-то и где-то слышала мое имя, а Кристина уже спела мою песню «Аист»; 4) у меня появилась дача, о которой я мечтала всегда, а денег не было, но я так сильно этого захотела, что мне неожиданно посыпались заказы, поэтому я накопила денег и купила дачу; 5) рождение песни - это тоже чудо, которое подобно рождению ребенка, то есть долго вынашивается и рождается в один миг.
- Так как же произошла ваша встреча с ней?
- Как-то мне приснился сон: тусовка, Алла Борисовна и ее многочисленная свита. Я будто проплываю мимо и говорю ей: «Алла Борисовна, я - Таня Залужная». Она в ответ: «Я знаю». Она проходит мимо, а потом останавливается и говорит: «Подожди еще два года в очереди». Так и случилось. Через два года я оставила у нее в офисе кассету. После знакомства с Пугачевой начала анализировать свои ночные видения. Пугачева - человек занятой, естественно, что поначалу все наши контакты происходили через служащих ее фирмы. После того как я оставила свои кассеты, Пугачева сама разыскала меня по телефону. Она позвонила и пригласила на разговор. Я удивилась ее простоте в общении со мной. Она попросила меня написать для нее такую песню, где передала бы все ее переживания и мысли. Иными словами, чтобы, как она выразилась, вывернуть душу наизнанку. Я все время думаю над этим. Знаете, это не так легко. Ведь помните, у нее был период отчаяния, когда посредством песен она передавала слушателям свои душевные страдания и заботы. Мне хочется написать для нее что-то подобное, чтобы одной песней она смогла выразить все то, что она переживает сегодня.
- Неужели из всего, что вы ей написали, не нашлось ни одной такой?
- Представляете, нет. Они оказались мелковаты для нее.
- Вы сможете написать песню по заказу?
- Наверное, да. Я - плодовитый автор. Я могу написать для любого исполнителя, я это уже проверила на себе, когда писала для Киркорова, Ветлицкой, Линды, Сердючки и Пугачевой.
- Говорят, Пугачева заплатила вам мизер за альбом ваших песен для нее?
- Глупости все это. Она сполна рассчиталась за каждую песню в отдельности, даже сверху дала. А еще в знак благодарности оплатила мне мой клип.
- А суммы за свои песни вы ей назначали?
- Нет, я не осмелюсь на это. Я просто предлагаю ей песни, она выбирает. Но я даже не расстроюсь, если она не заплатит мне вообще. Чтобы Пугачева исполнила его песню, мечтает каждый композитор, даже если это будет бесплатно. Но это не в ее манере. Пугачева обладает потрясающим качеством: она помнит все, что говорит, она всегда является хозяйкой своего слова.
- При написании песни вы представляете образ артиста? Может, вы пишете наобум?
- Иногда я предлагаю им уже существующие песни и адаптирую их под них, а иногда представляю его образ, голос, пластику, манеры и даже некоторые словечки бытовые. Это как программа, в которую закладываешь все входные данные, а потом на выходе появляется песня.
- Не бывает так, что вы написали песню под одного артиста, а потом сожалеете, что ее не исполнил другой.
- Бывает. Вот песню «Перелетная птица» изначально я написала для себя, потом предложила Пугачевой, а исполнила ее Кристина Орбакайте.
- Ощущение, что Таня Залужная идет своей дорогой, а артисты, которым она пишет песни, - другой. Ведь их пересечения не видать. Как происходит ваша работа с артистами?
- Так же как и у всех творческих людей.
- Кому бы вы не написали категорически?
- Человеку, который в моем понимании не соответствует категории порядочности. А для меня порядочность превыше всего. У меня есть возможность выбирать. У меня много заказчиков: хочу - пишу, хочу - нет.
- А кому вы отказали?
- Я отказываю многим. Если я вижу, что человек бесперспективный и песня не его, то я не отдаю ее ему. А зачем? Мне ведь важно, как прозвучит выстраданная мной песня со сцены, как «выстрелит» по душам слушателей. Я вообще не пишу плохих песен (смеется).
- А как вы объясняете свой отказ?
- Никак. Говорю, что у меня творческий кризис.
- Отказываете даже тогда, когда вам предлагают хорошие деньги? Известно, что деньги не пахнут..
- Понимаете, если бы я помирала с голоду, может быть, и не устояла бы пред шелестом купюр. Но сегодня, когда у меня все образовалось, есть тот самый минимум, который не даст мне бедствовать, эта проблема меня не волнует. Мне не нужно два дома, двух дач или трех машин. Я сегодня живу так, что мне не нужно наступать на горло собственной песне.
- Ваша судьба - это судьба Золушки. Вы довольны достигнутым?
- Я и не мечтала о сегодняшнем дне. Я просто писала песни, но что они подарят мне такие блага, не знала. Я верю в то, что мои песни - это окошки, через которые я из другого света буду заглядывать в этот мир. Для живописца - это картины, для меня — песни. Когда я пишу песню, я думаю о том, чтобы ее хотели слушать не только сегодня, но и через 10-15 лет и тогда, когда меня уже не будет на земле.
- Таня, на сегодняшний день вы один из топовых композиторов и текстовиков, но мыслите вы совершенно не топовыми категориями?
- Да, я не являюсь топовым человеком. У меня вообще другие жизненные принципы, я не люблю пафоса и понтов, мне не нравится, когда артист выделывает на сцене «деланные» движения или придумывает всякие небылицы про себя ради пиара. Это все дешево. Стоит ли на это размениваться? Мне они противны. Если я влюблюсь в кого-нибудь и буду с ним появляться в свете, я считаю, что это правильно и оправдано. А играть в любовь мне просто противопоказано. Я - инородное тело нашего шоу-бизнеса, понимаете?
- А ваши «подопечные» артисты ведь сплошь и рядом грешат пиар-ходами?
- Ради Бога! Это их право.
- Вы-то с ними дружите? Как же ваши принципы?
- А они не распространяются на других? Я принципиальна в своих поступках и мыслях. Не могу же я отвернуться от всех, потому что они не такие, как я? Артисты очень ранимые, как дети, а вся их бравада - это всего лишь маска. Уверяю вас, что они очень переживают по поводу всяких пакостей о них на страницах прессы.
- А вот Пугачевой все равно.
- Вряд ли, просто она знает все кнопки и веревочки, которые она дергает, чтобы не сойти с ума.
- У вас есть дети?
- Да, двое. Старшему (от первого брака) — 16, младшему - семь.
- Кто был ваш первый муж?
- Он был бизнесменом.
- Что стало причиной вашего развода?
- В первой семье ко мне относились как к странному человеку, который мается дурью. Мое увлечение они называли ерундой, поэтому считали меня непутевой. Хотя по хозяйству я делала все так, как полагается невестке, а в свободное время писала песни. Но все родственники просто были уверены в том, что у меня с головой не все в порядке. Сегодня, наверное, они пересмотрели свои мнения. Я даже слышала, что они гордятся мной, а также тем, что я когда-то была их домочадцем.
- А как сыновья относились к вашему увлечению песней?
- Старший сын тоже был заодно со старшими и осуждал меня. Говорил: «Правильно бабушка и папа говорят, чем писать песни, ты бы лучше постирала чего-нибудь». Я говорила, что я и так все успеваю в доме, а он не унимался: «Все равно ты тратишь время на ерунду». Кстати, сейчас он тоже является музыкантом, поэтому очень сожалеет, что повторял слова старших. Он иногда принимает участие в аранжировках моих песен.
А Николай (второй муж) поверил в меня и отнесся к моему хобби серьезно. Он был инициатором поездки в Москву, где мы начали предлагать песни артистам.
- Николай - музыкант?
- Нет, он - кандидат технических наук, увлекался катамараном, сплавлялся по горным рекам и ездил по всему миру.
- Когда вы встретились?
- Я была замужем, когда встретила Колю. Мне так хотелось кому-то показать то, что я делала, но никому это не было нужно. Кроме насмешек, я не могла от них ничего услышать. Мне было очень больно. А Коля стал первым моим слушателем. Мы познакомились в кафе 9 лет назад. Я была в одной компании, он - в другой. Как-то сразу почувствовала его присутствие. Начались танцы, Коля пригласил меня. Мы разговорились, потом я сказала ему, что моя душа ходит, как Ассоль, по камушкам в Крыму. Коля начал читать мне стихи.
- А Коля был на тот момент свободен?
- Да, он был в разводе. Ему сказали, что он никогда не сможет иметь детей. Он даже хотел усыновить мальчика. Однако у нас родился малыш, которого я нарисовала в памяти и мозгу. И он родился. Это еще одно чудо в моей жизни.
- Какова была реакция вашего супруга, когда появился Николай?
- А у нас в последнее время были непростые отношения, хотя он косвенно помогал мне. Он, например, помог мне в постановке моего песенного спектакля в Запорожье. Он занимался небольшим бизнесом, поэтому больших денег у него не было.
- У вас не опускались руки, когда вас все называли странной дамой?
- Понимаете, какая вещь наша жизнь? Когда ты зарабатываешь на своей странности хорошие деньги, то тебя перестают считать странной. А как себя реализовать в Запорожье? Это - провинциальный городок. Руки опускались, но я была заложницей своего творчества. Заниматься чем-то другим я не могла, надо мной была какая-то власть музыки.
- А вы не посещали всякого рода гадалок и ясновидящих, чтобы предугадать судьбу?
- Ходила. Однажды в Крыму рыжий конопатый мальчик нагадал мне, что будет у меня известность, слава и деньги. Как в воду глядел. Надо будет разыскать и отблагодарить его.
- А вы знакомы с Ротару?
- Пока нет, но я давно хочу написать ей песню. Мне интересно работать с людьми, которым за 30. У них за плечами жизненный опыт, с ними есть о чем поговорить. А когда я вижу молодые и пустые глаза, мне становится скучно, сразу не пишется.
- Вам интереснее писать для женщин или для мужчин?
- Одинаково.
- Таня, всегда ли важен печальный опыт в жизни, чтобы суметь передать всю палитру песенного страдания и радостей?
- Обязательно! Только переживший в жизни невзгоды человек сумеет посредством песен передать слушателю всю радость и печаль, заложенные в песне. Равнодушные не задерживаются на сцене долго. Я вот тоже прошла многое в жизни и могу сказать, что все то, что я достигла сегодня, случилось благодаря моему прошлому, пусть и не всегда радостному. Я часто влюблялась, теряла голову и даже умирала от любви. А рядом со мной были люди, которые любили безболезненно, уходили от одного к другому без особых душевных потерь. Я так не могла: если любила, то сгорала вся. Я даже публикации в прессе пропускаю через себя, очень переживаю за незнакомых мне людей. Кто-то ведь сказал, что мир раскололся пополам, а трещина прошла через сердце поэта.
- Как устроен ваш быт?
- Сейчас хорошо, но было сложно. Коля занимается воспитанием сына, а я - мама очень добрая. Могу целовать, жалеть.
- Дети знают, что их мама - звезда?
- Уже знают. Еще в детском саду он хвастался и говорил, что мама пишет для Аллы Пугачевой, учителям дарит диски.
- Выходили замуж в подвенечном платье?
- Нет
- А как же Коля, ведь для него это был серьезный шаг?
- Важна форма, а не содержание.
- Сына вы забрали сразу?
- Да, хотя поначалу ему было сложно, он страдал что нет рядом отца. Он проучился одну четверть в московской школе и вернулся в Запорожье. Я приехала, он поговорил со мной и вдруг сразу изъявил желание вернуться в Москву. Просто у мужа появилась новая женщина. Ребенок для мужчины и женщины - это разное отношение. Сын, вероятно, почувствовал неприятие со стороны новой женщины нашего папы. С прежним мужем мы общаемся только на тему сына. С нынешним моим мужем Николаем они просто знакомы.
- Любаша, вы будете выводить своего сына на большую сцену?
- А он сам себя начал выводить.
- Будете просить Пугачеву, чтобы помогла Андрею реализоваться в шоу-бизнесе?
- Мы говорили с Аллой на эту тему в программе «Алла Пугачева ищет таланты» на радио «Алла». Она обещала что-нибудь придумать. Но нужно понимать, что продюсером сына выступаю я, поэтому именно я должна предложить вариант его раскрутки.
- Вы по-прежнему пишете для Пугачевой?
- Да, недавно дала ей послушать несколько песен. Алла позвонила и сказала, что они ей очень понравились, что она будет их исполнять. Я интуитивно чувствую Пугачеву на расстоянии, поэтому писать для нее мне не очень сложно.
- Она заказывает вам песню на заданную тему?
- Иной раз. Например, недавно она пожелала, чтобы я написала ей философскую песню, чтобы, исполняя ее, она переживала драму. Хотя большинство артистов готовы петь поверхностные песни.
- А вы пишете песни изначально для конкретного артиста?
- По-разному. Если я пишу под кого-то, то здесь работа усложняется. Перед глазами встает биография артиста, его жизненные перипетии.
- Алла меняет тексты или названия ваших песен?
- Тексты не меняет, а названия - бывает. Например, ее песня «Ты - там, а я - там» в моем варианте называлась «И катятся слезы по твоим щекам».
- Любаша, а почему вас никогда не бывает на праздниках жизни Пугачевой?
- Я радуюсь ее успехам и праздникам на расстоянии. Поверьте, это иной раз больше, чем присутствие на них.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Я написала сборник песен для детей и пьесу "Сорока". Там говорится о человеке, который не смог вписаться в шоу-бизнес и ушел работать лесником. Я написала, а через год купила в лесу домик. Выходит, что напророчила себе домик в деревне. В пьесе фигурируют практически все наши деятели шоу-бизнеса, но под другими именами. Но они узнаваемы. Саша Цекало прочитал ее и сказал, что готов поставить, если мы найдем деньги. Дело остается за малым (смеется)
- Говорят, ваши сны всегда судьбоносные?
- Судя по тому, что случается после их видения, то, наверное, да. Я умею разгадывать сны по каким-то символам. Утром я начинаю вспоминать приснившийся мне сон и по деталям разгадываю его. Хотя раньше никогда не верила в сонники, а теперь хоть самой пиши их (смеется).